пресс-пост

Слобожанщина: к праву на самоуправление

Новости 14 июня 2013 12:40

В Харькове по инициативе общественного движения «Украинский выбор» в рамках проекта «Украинская Федерация» состоялась межрегиональная конференция «Слобожанщина на пути к народовластию и децентрализации».

За «круглым столом» собрались депутаты местных советов, предприниматели, политологи, экономисты, ученые и общественные деятели из Харьковской, Сумской и Луганской областей, а также из Белгорода (Российская Федерация).

Координатор проекта «Украинская Федерация» Михаил Павлив подчеркнул, что столь широкое представительство — не случайно. Ибо Слобожанщина — это не просто культурно-исторический феномен. В современной ситуации можно рассматривать Слобожанщину как проект. Потому что целый ряд вопросов, связанных с необходимостью реального народовластия в стране и децентрализации власти назрели давно.

Вернуть веру в народовластие

— Для нас, организаторов конференции, очевидно, что Слобожанщина как уникальный регион имеет право существовать не только в учебниках и этнографических музеях, но и как административно-территориальная единица. Наше видение заключается в том, что Украина и регионы требуют не политико-экономических изменений, а территориально-административных с децентрализацией власти и передачей значительных прав местному самоуправлению, — заявил Михаил Павлив. — Сегодня граждане отстранены от управления страной. Регионы должны получить власть, децентрализация даст возможность гражданам влиять на чиновников и политиков. И эти изменения, которые назрели давно, помогут Украине стать успешным, эффективным государством, комфортным для своих граждан.

Депутат Харьковского горсовета, лидер инициативной группы общественного движения «Украинский выбор» в Харькове Андрей Лесик отметил, что сейчас Киев контролирует все, что происходит в регионах, народ, который, согласно Конституции, является основным источником власти в стране, не может повлиять на решения властной верхушки.

— Мы с коллегой, депутатом Виталием Саттаровым, проводили на днях встречу с избирателями, и невозможно не заметить, что люди разочарованы в том, что сейчас происходит. Они не верят, что могут что-то изменить. И это главная наша беда.

В том, что системе управления в стране необходима децентрализация, уверена и народный депутат Украины четырех созывов Алла Александровская. Она считает, что децентрализация — это один из инструментов социально-экономического развития нашего региона и интересов живущих здесь людей.

— Я считаю, что политически грамотные, активные люди должны предложить модель децентрализованной власти и тогда общество откликнется и поймет, что может быть привлечено к решению этой задачи. То есть первым делом — модель, постановка цели, объяснение инструментов, с помощью которых она будет достигнута, и гора проблем сдвинется с места.

Проректор Международного славянского университета Алексей Самойлов в связи с этим предлагает вернуться к тем наработкам, касающимся федерализации Украины, которые уже были сделаны в 90-е и начале нулевых годов.

Европейские ориентиры

— Главной составляющей центробежных интересов политиков была и есть власть над всей страной, а экономические составляющие имеют второстепенный характер, — полагает член экспертного совета Фонда стратегической культуры (Киев) Виктор Пироженко.

По данным статистики, в УССР доля центрального бюджета в сводном бюджете республики в 1990 году составляла 51% (49% оставалось в регионах). В 1995 году доля сводного бюджета 61% и в дальнейшем она только увеличивалась. И вот в 2010 году доля сводного бюджета выросла до 80%, а доля местных бюджетов — только 20%. Центр никогда не проявлял никаких устремлений ослабить свои властные полномочия в интересах регионов. У региональных элит объективно такие интересы есть, но они ими слабо осознаны.

Задача общественности, по мнению Виктора Пироженко, помочь региональным элитам осознать эти интересы, выработать механизмы их защиты и перехода от автономизации регионов к федеративному государственному устройству Украины.

Региональное самоуправление в Украине директор Восточноукраинского центра стратегических инициатив Роман Травин назвал «пропущенным уровнем власти». В Украине, считает он, отсутствует разграничение между местным и региональным самоуправлением. При этом в мире четкое разделение местных и региональных властей присуще не только федеративным государствам, таким, как Россия или Германия, но и многим унитарным. Например, во Франции, с которой так любят сравнивать Украину, существуют 22 региона-округа с исторически сложившимися границами, во главе французских регионов стоят советы, а председатели советов возглавляют исполнительную власть в регионе. Аналогичный подход характерен и для Европы в целом. Это отражено и в названии специального органа Совета Европы, который ведает местными региональными вопросами, — Конгресс местных и региональных властей. Кстати, в него входят представители Украины. И в его рамках работают две палаты: Палата местных властей и Палата регионов.

Совет Европы не первый год занимается обсуждением проекта документа о региональном самоуправлении, аналогичного Европейской Хартии о местном самоуправлении. Было разработано несколько документов, близких друг другу по духу, в которых право принятия решений может включать законодательные полномочия.

— Несмотря на то, что я сторонник интеграции на постсоветском пространстве, прежде всего — Таможенного союза и ЕЭП, но по части местного самоуправления мы многому можем поучиться у европейцев, — заключил Роман Травин.

Слобожанщина на пути к народовластию и децентра­лизации

«Украинский выбор» разрывает шаблоны

Очень важны критерии, по которым будет проводиться раздел и последующее объединение территорий. Если говорить об этнокультурной составляющей, то здесь, по оценке историка, координатора Гражданской инициативы «Слобожанщина-2015» Николая Олейника, вопросов больше, чем ответов. Исторически Харьковщина принадлежит к этнокультурному региону Слобожанщина, однако нужно понимать, что население, проживающее здесь, не автохтонно. Федерация не должна создаваться искусственно и даже карикатурно, как это представляют ее противники, которые в принципе не видят иных территориальных границ, кроме областных. Путивльский район на Сумщине, к примеру, большей частью — русскоязычный. И вполне логично включить его в территориальное объединение на основе Харьковской области. А ряд территорий на юго-западе Харьковщины, наоборот, вывести из состава области и включить в состав Полтавского региона.

К Европейской хартии региональных демократий обратился и директор Европейского института политической культуры Александр Булавин. Интересно, что недавно еврокомиссар, говоря о перспективах Ассоциации Украины и ЕС, охладил пыл Киева, заявив, что евроинтеграцию, вероятно, стоит начинать с регионов Украины.

— Какова может быть модель децентрализации? — размышляет Александр Булавин. — Ну, во-первых, наличие у каждого уровня публичной власти права самостоятельно устанавливать налоговые и иные источники наполнения бюджета с целью исполнения властных полномочий. Во-вторых, самостоятельность бюджетов разного уровня: общефедерального, регионов и местного самоуправления. Возможность каждого уровня публичной власти самостоятельно осуществлять администрирование поступлений и расходов бюджета. Недопустимость извлечения средств из соответствующих бюджетов. Компенсация затрат соответствующих бюджетов, которые возникли вследствие принятия решений другими уровнями публичной власти. Соответствие объема затратных обязательств каждого уровня публичной власти поступлениям в бюджет. Равноправие бюджетных прав трех уровней публичной власти. Обязательное вовлечение органов власти регионов и местного самоуправления в формирование общенациональной бюджетной политики. Кооперация бюджетов разных уровней для выполнения совместных программ.

Участники конференции также живо обсудили проблемы приграничного сотрудничества в рамках еврорегиона «Слобожанщина», молодежную политику, противоречия местного самоуправления и пути их преодоления.

— Тем, кто оппонирует понятию «федерализм», стоит задуматься, что это всего лишь инструмент децентрализации власти, а форм существует множество, — подвел итог Михаил Павлив. — Обмен экспертными мнениями в этом смысле более эффективная форма, чем уличная демократия.

В этом смысле, как заметил политтехнолог Константин Долгов, движение «Украинский выбор» дает новую альтернативу украинскому народу. Как это будет на практике — покажет время.

Елена СТАХОВА

Источник: «Время»

Фото: «Украинский выбор»


Copyright © 2010-2011 Восточноукраинский центр стратегических инициатив. Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка (для Интернет-изданий – гиперссылка) на ВЦСИ (vcsi.org.ua) обязательна.
Разработка сайта WD-Studio, дизайн Kopylov Artyom