пресс-пост

Украина—РФ: перспективы развития отношений в общественно-политической сфере

Публикации 12 марта 2016 11:35

Несмотря на известные события на Украине, и связанное с ними крайне сложное положение дел в межгосударственных отношениях Киева и Москвы, в экспертном сообществе все чаще начинают задумываться над тем, что будет после того, как ситуацию удастся нормализовать.

Не оспаривая, в целом справедливый тезис, о том, что рано или поздно нынешний кризис в российско-украинских отношениях будет преодолен (если исключить какие-то тектонические геополитические сдвиги, после которых обсуждение отношений между существующими сегодня государствами может потерять смысл), приходится констатировать, что такой постановкой вопроса, зачастую, предлагается полностью отложить развитие российско-украинских отношений до лучших времен.

Такой подход не лишен смысла, тем более, что если говорить о дальнесрочной перспективе (десятки лет), то не только нормализация отношений между нашими странами, но и участие в совместных реинтеграционных проектах на территории постсоветского пространства представляется вполне возможным и, всё еще, достаточно вероятным, несмотря ни на что. Для этого достаточно предпосылок: экономических, культурных, исторических и других. Формы такой интеграции могут быть самыми разными, но совершенно очевидно, что в ближайшие годы появится такое количество новых вводных, что сегодня этот вопрос детально обсуждать вряд ли стоит. Равно как и строить какие-то практические планы по развитию сотрудничества на отдаленную перспективу.

И все же, представляется, что несмотря на все имеющиеся трудности, некоторые возможности для сохранения и развития отношений между РФ и Украиной просматриваются и сегодня.

При их обсуждении без прогноза на средне- или хотя бы ближнесрочную перспективу не обойтись. Разнообразные сценарии развития ситуации постоянно обсуждаются в экспертном сообществе и СМИ. А пресловутые споры о «сливе Донбасса» и «хитром плане» в российском обществе или о «зрадах» и «пэрэмогах» в украинском – это отражение этой дискуссии.

Упрощая, можно назвать четыре основных сценария:

  1. Выход одной из сторон из противостояния. Отказ от поддержки «своих»: Россией – ЛДНР, либо странами Запада – нынешней киевской власти.
  2. Резкая эскалация военного конфликта на Донбассе, разрастание его на соседние регионы, прямое участие третьих стран в войне на востоке Украины.
  3. Сохранение сложившегося статус-кво, с периодическими обострениями и разрядками при перманентно высоком уровне напряженности.
  4. Успешное разрешение противоречий и конфликта дипломатическим путем.

Наименее вероятным, к сожалению, сегодня представляется четвертый из упомянутых сценариев, наиболее вероятным – третий. В его пользу говорит следующее:

Во-первых: одной из основных характеристик управленческого стиля нынешней российской власти является «игра вторым номером» или «действия от обороны». Практически никакие знаковые решения во внешней политике не принимались собственно по инициативе Москвы, а, как правило, были ответом на недружественные действия со стороны. Поэтому если не будет новых радикальных шагов со стороны Вашингтона и стран ЕС, Россия тоже вряд ли пойдет на обострение ситуации и изменение статус-кво.

Страны Запада, в свою очередь, хотя и продолжают давление на РФ по украинскому вопросу, но давление и экономическое и политическое далеко не столь мощное и острое, каким оно могло бы быть. Антироссийская информационная кампания ведется в штатном режиме, а от масштабных провокаций и резкого обострения отношений с РФ пока воздерживаются и американцы и европейцы.

Во-вторых, поддержка ЛДНР со стороны России, хотя и оказывается системно: гуманитарная и финансовая помощь, повышение роли рубля, документы об образовании российского образца, помощь в военной сфере, но при этом она строго дозирована и явно не направлена на то, чтобы поощрять или способствовать расширению территории республик.

Аналогично и Вашингтон, и европейцы, с одной стороны не дают Украине окончательно погрузиться в хаос, помогая разрешать перманентные политические кризисы (без чего в Киеве давно началась бы война всех против всех), позволяя отсрочить дефолт и оказывая военную помощь, с другой делают все это тоже в минимально необходимом для поддержания системы объеме, невзирая на многочисленные просьбы из Киева, особенно в части военной составляющей.

Подобный «паритет» Вашингтон и официальный Киев вполне может устроить. Но для России это будет представлять серьезную проблему, а для многих жителей Украины это станет и уже стало настоящей трагедией.

Ситуация с вялотекущими военными действиями на востоке и недоговороспособной элитой в столице может быть законсервирована на годы. И в обозримом будущем о каких-то реальных российско-украинских отношениях вряд ли можно будет говорить. Просто потому что на Украине не будет никого, кто будет готов конструктивно общаться, особенно в рамках привычной для Москвы схемы, когда ставка делалась на действующих топ чиновников, крупнейших коммерсантов или отдельные парламентские силы. Более того, упущено время и появилось масса препон и для работы, с использованием инструментов публичной дипломатии, НКО и СМИ, а экспертное и журналистское сообщества на Украине настроены в целом антироссийски. Сторонники, сближения с Россией маргинализованы, лишены трибуны, часто вынуждены покинуть Украину, подвергаются политическим преследованиям в различной форме.

В целом, можно констатировать, что в ближайшее время наладить системный диалог ни с украинской элитой, ни с украинским обществом не удастся. В то же время, все еще сохраняются некоторые инструменты для конструктивного взаимодействия между Украиной и РФ. Это, в частности, приграничное сотрудничество, как на региональном, так и на муниципальном уровне; общественная и народная дипломатия.

Кроме того, сегодня в Российской Федерации находится около 2,5 миллионов украинских граждан. Это серьезный ресурс для выстраивания диалога с украинским обществом сегодня, который обладает серьезным потенциалом и может быть задействован в будущем, когда политическая конъюнктура изменится.

По большому счету взаимодействие с гражданами Украины, которые живут или работают в России, – сегодня одна из немногих возможностей для конструктивного диалога с украинцами. Важный момент: здесь речь не только и даже не столько о политических эмигрантах, а именно о всех мигрантах-украинцах в целом.

Насколько можно судить из открытых источников, потенциал украинцев, живущих в РФ, сегодня в контексте поднятой проблемы, задействован на уровне близком к нулю.

С одной стороны, понятно, что это должна быть дорога в две стороны. Но в то же время, совершенно очевидно, что возможности государственного аппарата и мигрантов несопоставимы. Поэтому, все-таки без инициативы и каких-то первоначальных организационных решений со стороны РФ обойтись не получится. Без этого любые попытки самоорганизации украинцев в РФ будут носить маргинальный характер.

В целом же, представляется, что выстраивая отношения с Украиной сегодня, и особенно закладывая фундамент для сотрудничества в будущем, российским коллегам, не стоит забывать об этом ресурсе. Для того, чтобы его эффективно задействовать, для начала необходимо максимально детально изучить состав мигрантов, параллельно предпринять меры для социализации украинских мигрантов в российском обществе, что позволило бы купировать нарастающий антагонизм между россиянами и гражданами Украины, живущими в РФ, который также несет угрозу нормализации отношений между Украиной и Россией.

Травин Роман
Директор Восточноукраинского центра
стратегических инициатив (Харьков, Украина)

Статья опубликована в сборнике выступлений участников международной научной конференции «Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях» (конференция прошла 10–11 сентября 2015 года в Москве, в Институте Европы РАН).


Copyright © 2010-2011 Восточноукраинский центр стратегических инициатив. Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка (для Интернет-изданий – гиперссылка) на ВЦСИ (vcsi.org.ua) обязательна.
Разработка сайта WD-Studio, дизайн Kopylov Artyom